О архитектуре и дизайне

Грандиозное сооружение.

Но вот в Горьковской гидроэлектростанции завершающая часть решена уже хуже: она мелка, грандиозное сооружение завершает «жидкий» карниз, подходящий скорее для какого-нибудь загородного особняка. Хочется, чтобы школа братьев Весниных шла вперед. Мы любим и уважаем этих замечательных мастеров за их первое грандиозное сооружение — Днепрогэс. Это было начало нашего грандиозного промышленного строительства, когда партией и правительством было обращено большое внимание на архитектуру промышленных предприятий. В. А. Веснин прекрасно справился с этой задачей. Однако в дальнейшем чувствуется некоторое повторение, не видно смелого движения вперед. Возьмем к примеру судоверфь. Это огромная интересная задача для архитектора, а, между тем, в выставленных проектах она решена декоративно. Архитектура судоверфи воспринимается стеной-ковром, а не мощным современным судостроительным предприятием, предприятием с грандиозными пролетами и т. д.

Надо сказать, что во многих проектах все еще видно, как архитектор не только не толкает конструктора вперед, а, наоборот, задерживает его. Возьмите перекрытие больших пролетов. Очевидно, там должна быть более сложная кривая, чем полуциркулъ, а в проекте сделана полуциркульная кривая. Чувствуется боязнь архитектора перед этой новой кривой. Архитектор не дотянул, не решил форму перекрытия до конца. Мы знаем, что полуциркуль имеет свою историю — это Пантеон, диаметр которого около 44 м, мы же сейчас перекрываем громадные пространства. Нужно смелее двигаться вперед, толкать инженерную творческую мысль, а не тянуть инженера назад.

На совещании приводили много примеров отрицательных и положительных, но мне хочется остановиться еще на одном примере. Это Сталинградский тракторный завод, где запроектированы пропилеи. Исполнен проект хорошо, здесь уже говорили об этом, но разве это изящное современное предприятие? Это — громоздкое архаическое сооружение. Получается разнобой между архитектурной и конструкторской мыслью, разнобой между передовой советской техникой и архаичной архитектурной формой.